После того как рынок онлайн-торговли подвергнулся существенным изменениям в связи с глобальными изменениями в мире, тенденции e-commerce сменяют одна другую, подстраиваясь под потребности и желания целевой аудитории. Запросы пользователей становятся более требовательными и то, что было актуальным еще пару лет назад, сегодня уже не является таковым.
Тренды электронной коммерции на 2021-2022 года связаны с экономическими реалиями, которые диктуют новые условия и связаны с пандемией 2020 года. Изменения вынуждают компании переходить на новый метод ведения бизнеса в интернете.
Зачем следить за трендами e-commerce
Поведение пользователей в интернете меняется, как и технологии. Поэтому важно учитывать эти изменения, чтобы не терять клиентов и оставаться в тренде. Ведь сфера e-commerce становится все более конкурентной.
«Держа руку на пульсе» и отслеживая тренды онлайн-торговли, можно получить ряд конкурентных преимуществ. Предугадывать желания покупателей и быстро адаптировать платформу онлайн-магазина к новым тенденциям — хорошие методы для достижения успеха в бизнесе, завязанном на электронной коммерции.
1. Возможность покупки товара во время просмотра видео
Видеоконтент становится все более востребованным и популярным способом для привлечения клиентов. Короткие видеоролики отлично вовлекают пользователей, демонстрируют товары и вызывают покупательский интерес.
Видео позволяет посетителю понять, подходит ли ему данный товар, нравится ли он ему. Даже самое качественное изображение не способно передать тот антураж, который создает видеозапись.
Поэтому новой тенденцией в e-commerce стал так называемый live-шопинг, когда пользователь может совершить покупку прямо во время просмотра видео или онлайн-трансляции. Ссылку на товар в таком случае прикрепляют под видео, что позволяет моментально оформить заказ и подтвердить его в несколько касаний.
Такой тренд очень нравится потребителям, ведь он выполняет не только продающую функцию, но и развлекательную. Как показала практика, продажи во время онлайн-трансляций имеют высокую эффективность. Это во многом связано с тем, что люди ищут и находят удовлетворение своих желаний, совершая мгновенные покупки.
Видео формат контента можно использовать и в соцсетях. На пике популярности сейчас короткие отрезки в Reels, TikTok и Facebook.
2. Покупки с помощью голосового поиска
Использование голосовых помощников и голосовых команд при покупке или оформлении заказа продолжает набирать популярность. «Алиса», «Гугл Ассистент» и «Сири» для некоторых пользователей стали практически незаменимыми. Ведь для этого не нужно пользоваться клавиатурой и мышкой, к тому же голосовые помощники работают в режиме многозадачности. Ассистентов чаще всего используют люди 18-29 лет, которые ищут в интернете повседневные товары: недорогую технику, продукты и предметы домашнего обихода.
Сейчас голосовой поиск нацелен больше на продажу недорогих товаров, для заказа которых требуется совершение минимальных действий. Но в будущем все больше компаний будут тестировать и внедрять этот инструмент в свои маркетинговые стратегии. Уже сейчас можно настроить на сайте навигацию, осуществляемую с помощью голоса, и оптимизировать некоторые ключевые фразы в рекламных кампаниях. Важно убедиться, что товар, представленный на сайте, можно купить с помощью простых голосовых команд.
3. Доставка посылки в течение одного дня
Скорость доставки товара для покупателей порой имеет большую значимость, чем цена. Люди хотят, чтобы покупки доставлялись быстро и уже не готовы долго ждать. Сейчас, когда количество маркетплейсов возросло, пользователи стали выбирать тех поставщиков, которые готовы предложить быструю доставку. Часто люди готовы доплатить за такую услугу.
Согласно опросу, проведенному компанией FinancesOnline, самой частой причиной отказ от покупки становится именно долгая доставка. Поэтому скорость поставки сейчас важна как никогда. И популярность этого тренда будет только набирать обороты.
Некоторые крупные производители уже стремятся к тому, чтобы сократить время ожидания товара до нескольких часов. Так, один из экспертов компании SF Express предрекает, что в 2024 году в Китае доставка за 12 часов станет нормой.
Наладить сервис с транспортировкой можно, заключив договор о сотрудничестве с крупными службами доставки или оптимизируя логистику. Комплексный подход к логистике с помощью фулфилмент-центров и дропшиппинга способен значительно улучшить ситуацию и привлечь больше клиентов в магазин.
4. Персонализированные страницы с товарами для пользователей
Тенденция на соответствие уникальным потребностям клиентов способна повысить процент конверсии сайта. Компания Bazaarvoice в ходе исследования определила, что 50% потребителей при посещении интернет-магазина хотели бы видеть персональные рекомендации и подборки, соответствующие их вкусам и предпочтениям.
Целью персонализации является не только повышение продаж, но и выстраивание коммуникации с клиентами. Это позволяет создавать долгосрочные отношения с целевой аудиторией.
В качестве адаптации товаров и услуг к конкретным людям можно использовать тесты и викторины, которые размещаются на сайте с помощью сервисов квизов или используются в email-рассылке. Таким образом, вовлеченность пользователей повысится, а значит, производителю будет легче определить потребности и интересы целевой аудитории.
5. Использование искусственного интеллекта для повышения продаж
Благодаря системам, созданным на основе искусственного интеллекта, в будущем ожидается увеличение количества чат-ботов. Чат-боты бывают стандартными, запрограммированными по определенной схеме и умными. Умные системы общаются с пользователем при оформлении заявок, бронировании билетов, сборе контактных данных. Виртуальные помощники способны заменить техподдержку и дать полезные рекомендации при выборе товара.
Сейчас системы искусственного интеллекта помогают сканировать штрих-коды и отслеживать остаток товара на складах, улучшать маркетинговую стратегию и коммуницировать с покупателями. Чат-боты выполняют рутинную работу, например, отправляют уведомления покупателю, ведут диалог с посетителем на сайте, обрабатывают заказы без перерывов и выходных, сегментируют лиды и высылают покупателю информацию с акциями и интересными предложениями. Иногда в бота «зашивается» элемент геймификации, что нравится пользователям и делает процесс покупок веселее и приятнее. А в некоторых случаях бот способен довести клиента до покупки, правильно «прогревая» его.
Уже сейчас можно оценить роль ИИ в продажах. Умные системы собирают данные о действиях пользователя на сайте: запоминают, какие страницы он посещал и какие товары просматривал и на основе этого выдает определенные рекомендации. Поэтому часто люди действительно интересуются тем товаром, который был им предложен на основании их предпочтений, а это значительно повышает шансы на увеличение процента конверсий.
В будущем механизмы ИИ будут также использоваться в построении аппаратной части сервиса и логистике. Ожидается, что совсем скоро боты смогут предлагать продукты и товары, ориентируясь на настроение пользователей.
6. Возможность оплачивать покупки криптовалютой
Широкий выбор вариантов оплаты повышает коэффициент конверсии на сайте. Цифровая валюта постепенно внедряется в сферу e-commerce. Некоторые компании уже начали принимать платежи в криптовалюте. Такой способ оплаты хорош тем, что при использовании цифрового кошелька плата за совершение транзакции минимальная и сам перевод денежных средств проходит более быстро.
Не стоит забывать, что при совершении оплаты цифровой валютой покупатель не должен испытывать трудностей. Процесс оформления заказа и осуществления платежа должен быть простым и понятным. К тому же, посетителю проще совершить импульсивную покупку, если процесс оплаты происходит в несколько касаний и не вызывает трудностей. А как утверждает статистика, около 40% людей во всем мире приобретают товар именно спонтанно.
Многие пользователи отмечают, что при оплате покупок криптовалютой часто случаются кибератаки, поэтому подходить к внедрению этого инструмента следует с максимальной осторожностью.
7․ Тренд на экологичность и уменьшение количества отходов
Забота об окружающей среде стала популярной настолько, что вылилась в новый тренд. Многие люди стали чаще задумываться о сортировке и утилизации мусора, уменьшении потребления пластика и использовании биоразлагаемых материалов. Компания Deloitte при проведении очередного опроса установила, что 42% респондентов предпочитают покупать те товары, которые наносят меньший вред для окружающей среды и считаются экологичными.
Крупные компании, такие как Dell, Amazon, Splat, Husqvarna, IKEA уже внедряют тренд на экологичность в свое производство. Организации снижают количество выбросов и отходов, принимают тару и упаковку на переработку, переходят на электрический транспорт при осуществлении доставки и используют системы с низким энергопотреблением.
Чтобы покупатели узнали, что бренд поддерживает эту тенденцию, нужно начать транслировать это в интернете: в соцсетях или на сайте компании. Аудитория должна быть уведомлена о том, какие именно способы применяет компания для сохранения окружающей среды, какие именно «зеленые» организации поддерживает. Упаковка товара тоже может стать более экологичной, но это следует продумать заранее, чтобы успеть заложить ее стоимость в цену.
8․ Технологии дополненной реальности
Можно сказать, что AR-технологии изменили мир электронной коммерции. Теперь у пользователей появилась возможность примерять товар не выходя из дома. Кроссовки, толстовка, платье, ковер в гостиную и даже мебель — все это можно виртуально перенести в свою комнату и оценить результат.
Согласно опросу, проведенному компанией 1 Digital Agency, около 35% потребителей охотнее купили бы товар, если бы у них была возможность примерить его виртуально. А 22% респондентов признались, что не стали бы уходить к конкурентам от любимых производителей, если бы у них была функция AR на сайте.
Безусловно, внедрение AR-технологии требует немалых финансовых вложений. Поэтому если производитель пока не может позволить такой инструмент, можно протестировать другие методы. Например, фото товара в 3D-измерении. Или видео формат: обзоры и отзывы покупателей о товаре.
9․ Продажа товара потребителю без участия посредников
Идея продажи товара конечному потребителю напрямую без каких-либо посредников популярна во всем мире. Но в России этот тренд появился сравнительно недавно. Производители все больше стремятся к тому, чтобы общаться со своей целевой аудиторией напрямую. Такое общение позволяет компаниям эффективнее работать над улучшением своего продукта и увеличивает прибыль.
Производители потихоньку начинают запускать собственные интернет-магазины и меньше сотрудничать с маркетплейсами. Эксперты по электронной коммерции утверждают, что те, кто будет стремиться перепродать товар и получить с этого прибыль, окажутся не в лучшей ситуации. Ритейлерам будет сложнее «оставаться на плаву».
Поэтому производителям следует уже сейчас работать над созданием собственного сайта или маркетплейса. А ритейлерам следует задуматься о нишевании, персонализации и генерировании полезного экспертного контента для поддержания статуса в глазах потребителей.
10․ Использование CDP-платформ, собирающих полную информацию о клиенте
CDP-системы собирают всю информацию о потребителе с разных источников и объединяют эти данные в одном месте. Такие платформы — идеальный метод для сегментирования базы и создания портрета клиента. Благодаря такому инструменту, можно значительно повысить продажи, предлагая клиенту нужный ему товар.
CDP-платформы пришли на смену CRM-системам. Однако не стоит сразу же пытаться внедрить новую систему в производство. CDP-платформа пока что считается хайповой темой и подходит лишь тем компаниям, у которых уже есть сведения о покупателях в достаточном количестве. Малому бизнесу и компаниям, которые только недавно запустились, стоит повременить с использованием CDP. Также при внедрении этого инструмента потребуется специалист, разбирающийся в CRM-маркетинге, аналитик и IT-шник.
11․ Программы динамического ценообразования
Чтобы вычислить цену, за которую пользователь готов купить товар, нужно обладать полной информацией о рынке, возможных конкурентах и спросе. Собрать такие сведения можно вручную. Но можно пойти другим путем и не тратить времени на рутину, а получить качественный анализ того или иного товара с помощью специальных программ.
Системы для динамического ценообразования позволяют не только определять соперников и собирать данные о ценах по рынку. Такие программы просчитывают маркетинговую стратегию, учитывают сезонность спроса и следят за активностью конкурентов. Система сама подберет идеальную цену для конкретного товара, вычислит категории для сегментирования стоимости и подскажет, сколько продаж нужно совершить за день, чтобы не терять прибыль.
12․ Видеоконсультации в онлайн-режиме
Из-за пандемии пользователи стали чаще пользоваться такой услугой, как видеоконсультация продавца из магазина. Пока что такая функция встречается нечасто, но есть все предпосылки к тому, что вскоре она станет нормой.
Крупные интернет-магазины, торгующие бытовой техникой, электроникой и одеждой, уже начали внедрять этот тренд. Консультант включает камеру и демонстрирует товар потенциальному покупателю. Причем для потребителя такая услуга очень комфортная: пользователю не нужно подключать свою камеру и выходить на связь с продавцом.
Как оценить полезность определенного тренда для бизнеса
Внедрение трендов и изменение того, как продвигать e-commerce, не должно происходить спонтанно. Прежде чем тестировать тот или иной инструмент, нужно взвесить все «за» и «против». Чтобы правильно оценить необходимость использования определенной тенденции, следует помнить о некоторых правилах.
- Следите за лидерами и конкурентами в вашей отрасли. По возможности просматривайте новости и публикации соперничающих организаций. Так вы сможете иметь полное представление о вашей сфере.
- Интересуйтесь исследованиями, связанными с вашей отраслью. Благодаря официальной статистике, можно понять, стоит ли применять тот или иной популярный маркетинговый инструмент.
- Подключайте аналитику для отслеживания поведения ваших клиентов на сайте.
- Запрашивайте обратную связь от покупателей.
Электронная коммерция стремительно развивается и видоизменяется. Чтобы определить, какой именно тренд «зайдет»и позволит увеличить конверсию и число потенциальных клиентов, нужно не бояться тестировать новые инструменты. Но в любом случае подходить к этому вопросу следует грамотно, оценивая риски и возможности.