Наверняка вы знаете, что дизайн является главным, за что в первую очередь «цепляется» глаз посетителя сайта. Визуальное оформление позволяет из случайного гостя сделать реального клиента. Бытует мнение, что обновлять дизайн нужно хотя бы раз в 5 лет. Но так ли все однозначно? Давайте разбираться вместе.
Когда без редизайна не обойтись?
Прежде чем приступить к преобразованиям, стоит остановиться на минуточку и разобраться, действительно ли это надо. На необходимость редизайна, как правило, указывают следующие факторы:
1. Перемены в фирменном стиле компании
Если происходит ребрендинг, смена логотипа, основных цветов компании, то, естественно, это все нужно будет отразить на сайте. Тогда придется по-новому оформить ваше онлайн-представительство в соответствии с выбранной стилистикой.
2. Устаревший дизайн
Каждый год появляются новые тенденции в веб-дизайне, чему обязательно нужно следовать, чтобы поддерживать лояльность клиентов, вызывать их доверие и представать в их глазах экспертами, шагающими в ногу со временем. Если дизайн устарел и выглядит, будто из 2000-х, это будет отталкивать.
3. Снижение продаж
Если уже продолжительный период времени вы замечаете падение продаж с сайта, скорей всего ваши клиенты уходят к конкурентам. И дело может быть в несоответствии ресурса потребностям и предпочтениям аудитории. В этом случае также может помочь редизайн.
4. Плохое юзабилити
Отсутствие понятной структуры, неудобный функционал, - все это приводит к медленной загрузке сайта, неправильному отображению страниц и т.д. Как следствие, вы теряете своих потенциальных клиентов. А это звоночек к тому, чтобы взяться за редизайн.
5. Проигрывание клиентов
Всегда мониторьте своих клиентов, чтобы быть на уровне. Быть хуже – значит, терять клиентов, которые перекочуют к более совершенному и привлекательному сайту. Если видите, что отстаете, срочно беритесь за редизайн.
Виды редизайна
Поменять оформление сайта можно по-разному. Вот основные направления деятельности:
1. Визуальный редизайн
Сюда можно отнести смену цветового решения сайта, добавление новых картинок, видео, анимаций. Таким образом, сам дизайн остается практически прежним, но более обновленным. Это может повысить конверсию, но могут быть и непредвиденные негативные реакции со стороны аудитории, если не были учтены ее предпочтения. Чтобы такого не произошло, нужно периодически общаться с клиентами, интересоваться их мнением, спрашивать совета.
2. Функциональный редизайн
Более серьезная работа над изменением сайта: настройка рубрик, разделов сайта, усовершенствование навигации, меню. Этот вид редизайна необходим, когда посетителям просто неудобно пользоваться сайтом: находить информацию, переходить в разделы. По мере добавления новых данных необходимо обязательно оптимизировать юзабилити.
3. Технический редизайн
Это изменение сайта, которое захватывает программный код. Такой редизайн призван оптимизировать код, сократить время загрузки страниц и т.д. Это помогает пробиться в топ при поисковой выдаче.
4. Полный редизайн
Это полноценное изменение оформления, которое затрагивает все составляющие сайта. Фактически сайт создается заново.
Этапы редизайна сайта
Если вы убедились в том, что без редизайна не обойтись, не стоит принимать поспешных решений и сразу приступать к изменениям. Для начала нужно расставить приоритеты: на какие страницы стоит обратить особое внимание, какие можно оставить напоследок. Чтобы провести успешный и эффективный редизайн, мы подготовили примерный пошаговый чек-лист.
1. Проведите анализ
Для начала нужно определиться, какие элементы и страницы сайта приходятся клиентам по душе, что приносит вам конверсию. Эта информация поможет понять, что можно оставить, а что необходимо заменить. Вот какие данные будут кстати:
- Метрики. Какие страницы приводили максимальное количество лидов, а какие совсем неинтересны пользователям.
- Видео пользовательского поведения. Такие записи можно найти, благодаря вебвизору Яндекс.Метрики. Это поможет понять, какие элементы наиболее привлекательны для аудитории, вызывают у нее определенную реакцию, а какие остаются незамеченными. Такие видео также помогут определить количество времени, которое посетитель проводит на сайте, отношение к тексту, изображениям.
- Пользовательский путь. Позволяет проанализировать, на какие страницы посетители приходят впервые, какие источники их приводят (например, прямые ссылки, поисковики, реклама и т.д.), куда они следуют потом, в какой раздел переходят.
Зная и понимая поведение пользователей, вы сможете удовлетворить их потребности, учесть все предпочтения. Такой редизайн точно будет эффективнее, чем изменения наобум.
2. Поговорите с аудиторией и техподдержкой сайта
Можно и нужно не только со стороны наблюдать за особенностями поведения пользователей, но и спрашивать у них напрямую, анализировать комментарии или брать информацию у службы технической поддержки, у менеджеров. Принимайте во внимание, какие вопросы клиенты задают насчет доставки, товара, просят ли помощи в поиске информации на ресурсе, уточняют ли данные о компании, о персонале и т.д.
Затем всю эту информацию нужно структурировать и разобраться, что нужно дополнить, что изменить на сайте.
Можно подготовить специальную анкету для пользователей и рассылать ее своим клиентам на почту или отправлять при их обращении в техподдержку. Примерный перечень вопросов:
- Как воспринимается текущий функционал?
- Какие сложности возникают?
- Что не нравится, раздражает в оформлении сайта, его юзабилити?
- Какую информацию нужно добавить?
- Что не устраивает и что нравится на других сайтах?
Если поработать над этими вопросами и сделать редизайн сайта на их основе, вы сможете вызвать доверие у клиентов, предоставить им исчерпывающую информацию и создать максимально удобный ресурс. И процент обращений в техподдержку значительно сократиться, а конверсия возрастет.
3. Проанализируйте конкурентные сайты
Изучение конкурентов необходимо не для того, чтобы полностью повторить структуру, визуальную и техническую составляющую их сайтов. Напротив, их опыт позволит найти удачные и не очень элементы, отыскать свою уникальность и создать успешный ресурс.
Например, если ваши конкуренты утаивают цены на свои продукты, заставляя пользователей уточнять этот вопрос у менеджера (что многие посетители очень не любят), станьте максимально открытой и прозрачной компанией: под каждым товаром напишите его стоимость. Это вызовет доверие и привлечет новых клиентов.
4. Продумайте фирменный стиль
Варианта два. Можно сначала заняться ребрендингом, вследствие этого и дизайн сайта обновить. А можно сделать наоборот: сначала понять, что оформление или функционал ресурса устарел, и решить заодно поменять стиль компании.
Ребрендинг подразумевает под собой обновление типографических элементов (стиль шрифта), логотипа, создание новых уникальных изображений, инфографики, видео. Это особенно необходимо, если ваша компания имеет и физическое представительство, и клиент может сравнить, как вы позиционируете себя в реальной жизни, а как – в онлайн-среде. У вас должен быть единый образ, который формирует у клиентов определенное мнение как в оффлайн, так и в онлайн.
5. Создайте контент
Для полного и эффективного редизайна нужно заранее продумать и создать качественный контент. Это не сухие тексты без структуры и конкретики, абстрактного содержания, не стоковые фотографии. Хороший контент должен информировать, транслировать ценности компании, отвечать на все вопросы пользователей, быть уникальным и относящимся именно к вашему бренду.
На этом этапе необходимо написать все требующиеся тексты, подготовить видео, картинки, наполнить ими новые страницы и добавить их на старые.
6. Протестируйте новые элементы
Перед тем как окончательно видоизменить сайт, рекомендуем предварительно испытать отдельные элементы, встроенные в старый дизайн. Например, если на главной странице у вас находится форма для оформления заказа, попробуйте заменить ее на кнопку и проанализировать результат. Изучите, как изменилось поведение пользователей, увеличило ли это количество заявок. Если да, этот элемент можно внедрять в новый дизайн.
7. Постепенно добавляйте новые элементы в дизайн
Нужно грамотно продумать, в какие этапы будет проходить редизайн. Очень важно делать это постепенно, чтобы подготовить пользователей, а не шокировать их полным апгрейдом. Сначала вводить некоторые новые элементы, а уже потом вносить кардинальные изменения. Так вы сохраните свою аудиторию.
Рекомендуем начать с самых популярных и посещаемых страниц. Допустим, добавить в меню новые категории, на главный экран – новые баннеры, изображения. Если негодования и снижения продаж не наблюдается, можно продолжать редизайн.
8. Проверьте технические моменты
Редизайн может сопровождаться некоторыми техническими багами и проблемами. Какие-то сбои при заполнении и отправке форм, при обработке заказов в системе, неправильная верстка и т.д. Все это нужно заметить и устранить еще до того, как на это массово начнут жаловаться пользователи.
Нужно позаботиться и о поисковой оптимизации. Редизайн может негативно повлиять на систему ранжирования, поскольку изменяется количество страниц, добавляется контент, внедряются новые настройки. Именно поэтому обязательно проверьте перелинковку и другие параметры веб-страниц.
9. Получите реакцию от клиентов, сделайте выводы
После того как вы внесли все изменения, необходимо следить за реакцией пользователей. Именно это главный показатель успешности редизайна. Будьте готовы, что по мере поступления отзывов и отслеживания поведения посетителей придется изменять тексты, разделы, функциональные элементы сайта.
Частые ошибки при редизайне
Разберем самые распространенные ошибки, которые делают обновленное оформление только хуже.
- Отсутствие представления о конечном результате. Это необходимо, чтобы точно знать, что, как, когда и зачем нужно сделать. Для этого важно составить подробное ТЗ исполнителю, который выполняет работу.
- Экономия. Помните о том, что скупой платит дважды. Лучше выложить приличную сумму, но зато видеть реальный результат, одобрение пользователей, повышение продаж, чем сэкономить и лишить всех потенциальных и старых клиентов.
- Желание получить все и сразу. Частенько владелец сайта хочет внедрить сразу все тренды веб-дизайна, упуская из виду при этом удобство и функциональность сайта для пользователей. В итоге это тоже может привести к утрате своих клиентов. Скорей всего они уйдут туда, где им проще, понятнее, комфортнее.
- Отсутствие знаний о технической стороне вопроса. Важно понимать, что редизайн – это перемены не только в визуальной части сайта, но и в юзабилити. Именно поэтому рекомендуем поручить дело профессионалу, который разбирается во всех технических и функциональных особенностях различных видов сайтов: визитки, лендинги, онлайн-магазины и т.д.
- Спешка. Исполнители не любят, когда их торопят и ставят слишком сжатые сроки. Да и владелец сайта вряд ли хочет получить в итоге некачественную работу. Так что лучше подождать и увидеть действительно эффективный обновленный сайт.
Заключение
Редизайн – процесс сугубо индивидуальный. Проводить его необходимо тогда, когда вы видите недовольство пользователей, когда начинает плохо работать функционал, когда визуальное оформление становится неактуальным. Постоянно тестируйте свой сайт самостоятельно и прибегайте к помощи клиентов. Их реакция – главный фактор в деле изменения своего ресурса.
Если вы сейчас не готовы запускать масштабную кампанию по редизайну, но хотели бы протестировать новые дизайны и верстки своего сайта, то вы можете создать альтернативный вариант на базе шаблонов Ucraft и обсудить результат с вашим начальством или провести опрос среди целевой аудитории.
Шаблоны сделаны так, что даже не имея образования в веб-разработке вы сможете легко справиться благодаря интуитивному интерфейсу. Попробуйте и убедитесь в этом сами.