Технологии современной науки проникли не только в профессиональную, но и в творческую жизнь человека. Искусственный интеллект научился создавать несложные логотипы и элементы, облегчая труд дизайнера. По прогнозам, вскоре алгоритмы машинного обучения заменят продавцов, водителей, охранников, переводчиков, строителей, космонавтов и многих представителей офисных профессий.
Бытует мнение, что через 10-15 лет компьютеры оставят без работы миллионы людей. Произойдет ли это в творческой сфере, заменят ли машины дизайнеров, вопрос спорный и точный ответ на него получить вряд ли возможно.
Как уже изменилась рабочая среда при помощи ИИ?
Кому точно облегчили жизнь алгоритмы машинного обучения, так это программистам. По данным компании Gartner, количество продуктов программного обеспечения в мире с использованием ИИ за 2021 год выросло на 14%. При анализе учитывались различные механизмы со встроенными интеллектуальными системами. Например, машинное зрение, используемое в основном на производстве, где требуется постоянный зрительный контроль.
Но чаще всего ИИ используется пока что в роли виртуальных помощников. Siri, Alexa, Google Assistant, умные колонки — пользуясь этими системами, многие не догадываются, что ИИ уже давно проник в их жизнь. Больше 6 миллиардов долларов за 2021 год потратили люди на различные системы и устройства, в которых присутствует умная машина. Но несмотря на такую популярность, многие пользователи жалуются, что помощник плохо различает манеры речи и акцент, путает имена и часто не понимает суть вопроса. Нередко случалось так, что ИИ не в силах был дать ответ, посоветовав поискать информацию в другом месте.
По прогнозам, в скором будущем, в сфере программ для беспилотных автомобилей ожидается всплеск продаж систем, оснащенных технологией ИИ. Те процессы, которые требуют обработки, накопления, распределения, хранения и применения большого количества данных и знаний, будут массово переводиться в автономный режим. В связи с этим продажи программного обеспечения со встроенным ИИ увеличились на 17,6%.
Как изменится работа дизайнера в будущем
Сегодня, чтобы создать сайт для бизнеса или других личных целей, можно обойтись без дизайнера. Различные конструкторы, в том числе и Ucraft, дают пользователям возможность собрать лендинг, сайт-визитку и интернет-магазин, даже не владея основами программирования, версткой и дизайнерскими способностями. Все, что требуется — это пройти регистрацию, выбрать понравившийся шаблон и заполнить страницу информацией: изображения, текст, видео.
Около 7 лет назад сервис The Grid представил миру новую разработку — систему, которая создает модули и шаблоны сайта самостоятельно, без участия дизайнера. Тогда результаты работы The Grid были признаны провальными, а люди не совсем лестно отзывались о сайтах, созданных ИИ. Стало ясно, что профессия дизайнера еще долгое время будет актуальна. И главная причина в том, что роботы не умеют создавать контент, который являлся бы уникальным и точечно воздействовал на боли и потребности аудитории, вызывая эмпатию.
Некоторые специалисты, занятые в сфере дизайна, не считают, что искусственный интеллект представляет угрозу для работников этой отрасли. Наоборот, они считают, что совместная работа роботов и людей пойдет на пользу, ведь машине можно поручить какие-то рутинные и шаблонные задачи, тем самым облегчив труд специалисту. Какие именно — разберем поподробнее.
Автоматизация процессов
Около 20% рабочего времени дизайнера уходит на решение проблем и обыденных ежедневных вопросов. Работу специалистов можно значительно упростить, если обучить искусственный интеллект некоторым функциям. Например, коррекция цвета изображений, изменение размера картинки и кадрирование. Пока что эти задачи выполняет дизайнер, так как здесь требуется человеческий взгляд и комплексный подход к принятию решений.
Компания Adobe уже тестирует подобные нововведения. Так, технология Adobe Scene Stitch распознает не только состав изображения, но и тип контента, представленный на нем. Программа способна распознавать узоры и благодаря этому создавать заплатки и даже переделывать некоторые картинки.
Netflix тоже пользуется машинными технологиями: машинный интеллект создает сотни баннеров с текстом на разных языках и автоматически подбирает нужный. Команда платформы Airbnb создала приложение, превращающее бумажные наброски дизайнеров в рабочий код за несколько секунд, который затем становится макетом.
Создание дизайн-систем
В понятие дизайн-системы входит комплекс модулей, элементов, логотипов, рисунков и узоров, которые вместе представляют какой-либо бренд или дизайнерский язык продукта. Компании используют такие конструкции для создания образа товара, чтобы повысить узнаваемость бренда и воздействовать на покупателей, вызывая у них нужные ассоциации.
Некоторые сервисы конструкторов сайтов, такие как Squarespace, Wix уже начали внедрять подобную технологию. Искусственный интеллект встраивается в рабочий процесс специалиста, помогая ему принимать некоторые решения, не являющиеся первостепенно важными. В будущем ожидается, что машины будут автоматически анализировать дизайн-системы и выявлять, какое сочетание элементов работает лучше, а какое хуже. Оптимизация модулей будет происходить гораздо проще и быстрее.
Генерация визуальных эффектов
Популярные видео- и фоторедакторы Prisma и Artisto научились подбирать фильтры в зависимости от того, что запечатлено на изображении. Человеческое лицо, закатное небо или фото приготовленного десерта — приложения распознают тип контента и автоматически накладывают подходящий фотоэффект. Использование таких интуитивных стилей становится все более популярным.
Графический редактор Auto Draw благодаря встроенной системе искусственного интеллекта преобразовывает наброски, выполненные на компьютере или планшете, в более аккуратные картинки. Машина способна угадывать и дорисовывать скетчи.
А сотовый оператор Oi из Бразилии представил пример динамического логотипа, созданного с помощью технологии машинного обучения.
Создание персонализированных страниц
Сайты, использующие e-commerce, становятся умнее и создают для пользователей контент, который отвечает их интересам и предпочтениям. Системы аналитики распознают, с какого устройства и в какое время заходил посетитель на сайт, в какой точке мира он находился в тот момент, сколько времени провел на портале и что именно привлекло его внимание.
Обычно анализ этих данных выполняют маркетологи или другие специалисты, отвечающие за создание стратегии и вариантов персонализации. Этот процесс довольно трудоемкий и сложный, поскольку системы становятся все более структурированными и объем данных стремительно растет.
Но с помощью ИИ, когда машины возьмут на себя функции по обработке и изучению данных пользователей, компании смогут получать информацию быстрее и создавать более качественные стратегии и персонализированный контент. Это позволит владельцам бизнесов увеличить конверсию сайта.
Искусственный интеллект сможет облегчить жизнь специалистам-аналитикам и выполнять такие задачи:
- Проведение A/B-тестирований без участия человека.
- Поиск разделов и элементов сайта, которые можно оптимизировать.
- Подбор вариантов оптимизации дизайна ресурса.
- Анализ результатов работы и применяемых стратегий.
- Обновление и запуск дизайн-системы продукта.
Использование ИИ для повышения юзабилити
Этот тренд пока мало изучен, но в то же время обещает много интересного. Умные системы только начинают появляться на популярных ресурсах, но в скором времени это станет обыденностью. Например, социальная сеть Facebook уже тестирует такой инструмент, позволяющий оценивать и распознавать загружаемые изображения. Эта технология позволяет людям со слабым зрением «услышать» картинку — браузер озвучивает пользователю то, что изображено на фотографии.
С помощью функции распознавания иллюстрации реклама в социальных сетях выйдет на новый уровень. Механизм определит, какого рода фотографии «цепляют» пользователя и основываясь на этом, покажет релевантную рекламу. Специалисты полагают, что в таком случае реклама в интернете подорожает.
Поисковые системы уже используют ИИ и продолжат это делать. Так, Google встроил технологии машинного обучения в переводчик и добавил функцию визуального поиска объекта. Также можно отметить повышение качества работы виртуальных ассистентов и чат-ботов. Эти приложения стали общаться с пользователем более естественно, хоть и пока нельзя сказать, что функционируют они в совершенстве.
Исходя из этих наблюдений, можно утверждать, что работе дизайнеров технологии на основе искусственного интеллекта не угрожают. Скорее наоборот, роботы будут помогать специалистам в решении рутинных, однообразных и шаблонных задач. Но все же, потребность присутствия человека в дизайне остается неизменной. И юзабилити-тестирования проводятся вручную командой продукта.
Как ИИ используется в дизайне
Искусственный дизайн-интеллект, получивший аббревиатуру ADI (Artificial Design Intelligence), используется в машинном обучении в качестве системы, которая выявляет тенденции в веб-пространстве. Технология самостоятельно создает сайты и выдает готовый вариант оформления ресурса.
С каждым годом количество платформ для создания сайтов на основе ИИ растет. Задача разработчиков — заставить роботов думать как дизайнер. Поэтому системы сначала обучаются на примере основных принципов дизайна, наблюдая за уже существующими страницами, где происходят какие-то процессы создания проектов. А по завершении наблюдения ИИ выдает готовый универсальный дизайн.
Глава лаборатории дизайна в Adobe Силка Миесниекс считает, что использование умных систем в работе дизайнера положительно влияет на результат. Ведь работники смогут освободиться от простых, шаблонных задач и сконцентрироваться на творческих проектах, что в конечном счете пойдет на пользу бренд-менеджменту компании и самой фирме.
Примеры использования ИИ в дизайне
1․ «Николай Иронов»
Студия Артемия Лебедева презентовала нейросеть «Николай Иронов», которая создает логотипы на основании информации о компании. ИИ анализирует текст, выделяет ключевые слова и выдает результат.
2․ Варианты упаковки
Компания Nutella запустила проект под названием «Nutella Unica». Имея определенный набор паттернов, цветов, схем и узоров алгоритм создает множество вариаций с уникальным дизайном. В итоге такого эксперимента бренд получил 7 миллионов этикеток, дизайн которых не повторяется ни разу. Наклейки взяли в работу и в течение месяца все 7 миллионов банок были раскуплены в течение месяца.
3․ Портреты, написанные ИИ
Умные машины уже обучаются рисованию, и результаты, на самом деле, не такие уж плохие. В 2018 году группа французских студентов представила на выставке портрет джентльмена XVIII века. Этот персонаж был выдуманным, а алгоритм создал рисунок на основе определенной формулы. Известно, что ИИ обучался на 15 тысячах портретах, которые были созданы в период с XIV по XX века.
В 2019 году Ахмед Эльгаммал, являющийся профессором и заведующим лабораторией искусства и ИИ, явил миру безликий портрет, по стилю напоминающий арт. Программа, с помощью которой профессор получил этот рисунок, изучила мировое искусство общей протяженностью в 500 лет. Как утверждает сам Ахмед Эльгаммал, алгоритм настроен так, чтобы не допускать подражаний устоявшегося стиля. Но в то же время эстетика существующих картин должна быть им изучена.
4․ Визуальная инсталляция
Дизайнер-художник Рефик Анадол работает в сфере архитектуры и проникает в мозг технологий машинного обучения. На основе больших наборов данных Рефик создает удивительные проекции, которые затем переносит на городские объекты.
5․ Необычные скульптуры
В 2019 году художник из Нью-Йорка Бен Снелл представил поразительный объект — статуэтку, созданную из частичек компьютерных деталей, превращенных в пыль. Скульптура изображает древнегреческое божество и выполнена весьма изящно. Проект полностью был разработан искусственным интеллектом.
Чего ожидать от ИИ в будущем
Пока никто не может с уверенностью сказать, как именно повлияет применение технологий машинного обучения на сферу дизайна. Будет ли выступать ИИ только в качестве помощника человека или создаст собственную творческую модель? Генеральный директор Bookmark и создатель сайтов на основе роботизированных систем Дэвид Космайер имеет на этот счет собственное мнение.
Эксперт предполагает, что технологии ADI в будущем проявят свои сильные стороны и сайты для разных представителей аудитории будут кардинально отличаться. Например, мужчины и женщины интересуются разными вещами. И те картинки, на которые обращают внимание представительницы прекрасного пола, не откликаются сильной половине человечества. Также и с другими пользователями: дизайн и функционал сайтов будет зависеть от места проживания человека, его возраста и других убеждений и принципов.
Сейчас технологии искусственного интеллекта находятся на пороге новых открытий. Обучение умных машин в режиме реального времени дает роботам возможность понять, чего хотят люди на самом деле и что представляет для них интерес. Интеллектуальные системы могут стать угрозой для обычных сайтов, разработанных людьми.
Однако, как утверждает Дэвид Космайер, генеральный директор компании Bookmark, крупные фирмы, предоставляющие клиентам доступ к конструкторам сайтов, не заинтересованы в том, чтобы массово продвигать системы ИИ. Возможно, поэтому в платформах по созданию веб-страниц умные технологии используются лишь частично. В любом случае актуальность профессии веб-дизайнера еще долгое время не потеряется. Различные программы могут помочь дизайнерам, но полностью не заменяют их работу. И даже с развитием ADI роль специалиста по оформлению сайтов не ослабнет, т.к. оригинальный, нешаблонный дизайн всегда будет в цене.