Постоянная конкуренция за интерес покупателей заставляет маркетологов изворачиваться и придумывать новые маркетинговые кампании и уловки. Типичной рекламой уже никого не удивить.Здесь и стоит упомянуть о ситуативном маркетинге, о котором пойдет речь далее.
Что такое ситуативный маркетинг
Ситуативный маркетинг – это использование инфоповодов для продвижения компании. Поводом для ситуативного маркетинга может быть любое актуальное событие. Например, нашумевшая премьера фильма, политическое или социальное событие всемирного или государственного значения и даже мем из социальных сетей.
Для чего можно и нужно использовать ситуативный маркетинг:
• обратить внимание пользователей на вашу продукцию;
• рассказать о значимых новостях: акциях, распродажах и скидках;
• вызвать доверие у аудитории, завоевать ее признание;
• сделать бренд более узнаваемым, улучшить репутацию своей компании;
• передать аудитории позиционирование вашего бренда.
Главный плюс ситуативного маркетинга – его актуальность. Будь то статья, мем, интервью – не важно, есть большая вероятность того, что вашим контентом захотят поделиться. Поэтому важно не просто отреагировать на произошедшее, но и понять, чего именно хотят пользователи.
Например, вышел новый закон, связанный с вашей сферой деятельности. Предположим, закон вызвал много шума, потому что пользователям он кажется нелепым и непонятным. Можно просто создать мем, высмеивающий закон – скорее всего, это тоже зайдет и может даже завируситься. Но также можно взять интервью у эксперта, который объяснит плюсы и минусы этого закона. Такой контент не только завирусится, но и даст конкретную пользу. Таким образом вы покажете пользователям свою экспертность в вопросе и заботу об их интересах.
Где найти повод для ситуативного маркетинга?
Есть много разных источников, которые помогут найти информационный повод. Рекомендуется даже использовать сразу несколько. Вот некоторые из них:
Предстоящие праздники
Здесь вы не ограничены: кроме традиционных и всеми любимых красных дат вроде Нового Года, Дня всех влюбленных, 23 февраля и 8 марта можно найти много забавных, необычных и просто профессиональных праздников. Главное, чтобы это событие имело отношение к концепции вашей компании. Например, Ucraft, являясь платформой для сайтов электронной коммерции, в честь Дня матери создали подборку подарков для мам.
В случае с праздниками главное не переусердствовать и не превратить ленту вашей компании в календарь всевозможных праздников. Таким контентом можно слегка разбавить вашу ленту, но не делать на этом акцент.
Фильм, сериал, песня
Некоторые фильмы и музыкальные новинки, еще не успев выйти в свет, вызывают ажиотаж у аудитории. А некоторые - уже стали классикой. Можно воспользоваться этим, выбрать наиболее популярный хит и приручить к его запуску свою рекламную кампанию. За основу можно взять идею, цитату, название или даже сюжет.
Например, сеть магазинов Metro и агентство Nectarin обыграли премьеру приквела «Игры престолов» — эпизод «Дома Дракона». Ритейлер рассказал про сорт арбуза «Яйцо дракона», который органично вписался в ситуативный креатив.
А так в Питере обыграли знаменитую песню Шнура «В Питере — пить»
Громкие новости
15 августа 2022 года маркетплейс Wildberries сменил название на «Ягодки». Это была маркетинговая акция компании, которая продлилась всего день, но вызвала много шума. Одними из первых на этот инфоповод отреагировал сервис Aviasales, временно поменяв название на сайте на «Билетики». Благодаря этому компания получила упоминания в крупных телеграм-каналах и новостных изданиях.
А так на переименование McDonald's в России во «Вкусно и точка» отреагировали Авиасейлс, Сбер и Самокат
Алгоритм ситуативного маркетинга
Ситуативная реклама придумывается и создается в несколько этапов:
1. Вы находите информационный повод или цепляющую новость. Это может быть спонтанное и неожиданное событие, а может быть заранее запланированным и реализованным в жизнь явлением. Чтобы найти что-то подходящее, советуем регулярно заглядывать на сайты информационных агентств, новостных изданий, просматривать ленту в социальных сетях. Останавливайтесь на тех новостях, которые у всех на слуху и будут актуальны для вашей целевой аудитории.
2. Вдохновляетесь. Не упускайте возможности подсмотреть за рекламным контентом конкурентов и тех, кто регулярно прибегает к ситуативному маркетингу. Если они уже запустили какое-то мероприятие, то вам тоже нужно поспешить.
3. Пишете мини-план. Нужно детально продумать, с какой целью вы хотите использовать ситуативный маркетинг, какой результат ожидаете. Обязательно задайте себе вопрос: вы хотите просто поймать волну и не упустить возможности «попиариться» на модной теме или вам это необходимо для продвижения и продажи товара? Если ваш вариант последний, то продукция должна хоть немного относиться к теме выбранного инфоповода.
4. Теперь время креативить. Приглашайте на помощь SMM-щиков, рекламных специалистов, маркетологов. Если инфоповод требует немедленной публикации, лучше нарушить заранее запланированный контент-план, чем опубликовать слишком поздно.
5. Публикуете. Заливаете готовый креативный продукт в социальной сети или непосредственно на сайте. При желании, можно опубликовать это еще и в сообществах с вашей тематикой. Чем больше людей просмотрят и расшерят пост, тем большая аудитория узнает о вас и вашей продукции.
В ситуативном маркетинге кто первый встал, того и тапки. Скорей всего, если вам удастся первыми опубликовать какой-то удачный трендовый контент, вам не нужно будет тратиться на его продвижение. Люди сами его распространят, для них это будет ново и интересно.
6. Наблюдаете за реакцией аудитории. Увеличение количества подписчиков, лайки, комментарии и репосты, рост числа продаж. Но помните, что в ситуативном маркетинге важны не столько сами продажи, сколько положительное восприятие аудиторией того повода и той темы, которую вы затронули.
7. Подводите итог. Можно ли продолжать эту кампанию, или стоит изменить подачу, а может быть и вовсе прекратить, поискать какой-то другой информационный повод.
Варианты использования ситуативного маркетинга
1. Акции и распродажи, подготовленные к определенному поводу. Например, многие компании объявляют об акциях в честь Дня всех влюбленных
2. Выбрать новость или событие, которые каким-то образом связаны с вашей продукцией. Можно взять какую-то нашумевшую цитату, которая у всех на слуху, или распиаренную ситуацию и на этом фоне раскручивать свой продукт, продвигать новую коллекцию.
Например, в конце января мужчина прямо на глазах у музейных работников украл из Третьяковской галереи картину «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи. Очевидцы говорили, что похититель спокойно подошел, снял полотно со стены и вышел из музея. Вот как обыграли эту ситуацию в Тинькофф
3. Для ситуативного маркетинга можно использовать развлекательный контент в качестве привлечения внимания к своему бренду. Популярные мемы и шутки из социальных сетей знакомы практически каждому. Почему бы не использовать это для того, чтобы сделать свою компанию более узнаваемой и близкой к аудитории? Вот, например, пост с отсылкой к популярному мему
Ошибки в использовании ситуативного маркетинга
1. Брать нашумевший инфоповод, который далек от тематики бизнеса. Не стоит делать рекламную кампанию только лишь потому, что есть какой-то хит, который мусолят все кому не лень. Вы можете сделать только хуже, если повод будет создавать у аудитории ассоциации противоположные тем, которые вы предполагали ранее.
2. Пытаться использовать пикантные темы. Возможно, горячие изображения и заголовки привлекут внимание пользователей. Но вот приведут ли к увеличению продаж – вопрос спорный. Дело в том, что компании, которые используют рекламу с эротическим подтекстом, воспринимают обычно как несерьезные, пустые. Гораздо лучше придумать более интеллектуальный или забавный повод.
3. Прибегать к религиозным темам, обсуждать внешность, здоровье, национальность. Всегда будьте предельно осторожны в своих высказываниях, не пренебрегайте нормами морали и тактичности. Помните о том, что за безобидную, на ваш взгляд, фразу вы можете серьезно поплатиться.
Результат ситуативного маркетинга сложно предугадать. Один и тот же информационный повод или новость могут быть эффективными для одного бизнеса и провальными для другого. Поэтому наш главный совет: пробуйте, экспериментируйте, не бойтесь креативничать. Тогда вы точно достигнете цели.