Если вы ведете бизнес и хотите увеличить продажи и повысить доверие к бренду, рано или поздно вам придется обратиться к копирайтеру. Этот специалист подготовит контент-стратегию и напишет тексты, которые покажут ваш продукт в лучшем свете и привлекут ваших потенциальных покупателей. Но далеко не все специалисты выдают действительно качественный материал, особенно если вы желаете сэкономить и обращаетесь к начинающим копирайтерам. В этом материале мы рассмотрим частые ошибки копирайтеров, а также дадим советы начинающим специалистам, как улучшить качество текста.
Частые ошибки начинающих копирайтеров
Нередко автору требуется не один год, чтобы понять, что именно он делает не так. Мы собрали 12 самых распространенных ошибок начинающих копирайтеров. Заказчикам эта информация поможет распознать безответственного специалиста.
1. Безграмотность
Копирайтер по умолчанию не должен допускать орфографических и пунктуационных ошибок. Недостаточно просто связно излагать свои мысли на понятном для целевой аудитории языке, текст должен быть грамотным. Ответственный копирайтер, даже если орфография и грамотность не его сильные стороны, должен тщательно проверять текст, уточнять спорные моменты в словарях или специальных интернет-ресурсах. Нередко копирайтер работает в тандеме с корректором, в таком случае вероятность ошибок почти нулевая.
Если копирайтер сдает текст, в котором путает –тся и –ться, то лучше отказаться от услуг такого специалиста. Если вы волнуетесь насчет грамотности материала, можете обратиться к корректору. Конечно, это дополнительный расход, но в то же время – гарантия качества.
2. Писать слишком официально
Текст не должен напоминать кредитный договор. Забудьте о канцеляризмах, упрощайте повествование. Иначе дальше первой строчки его читать не будут. Почему-то начинающие копирайтеры считают, что фразы типа «молодая динамично развивающаяся компания» делают текст более умным и серьезным. На самом деле это не так. Сложные тексты только отпугивают.
3. Не вычитывать текст
Даже копирайтеру с двадцатилетним опытом не помешает редактор. Взгляд со стороны помогает улучшить текст, сделать его более читаемым. Если отправить статью редактору нет возможности, можно перечитать его самостоятельно.
В идеале дать отлежаться тексту день или хотя бы пару часов. Это позволит взглянуть на текст с другой стороны. Вы найдете опечатки, грамматические и лексические ошибки. Даже если вы хорошо знаете правила русского языка, это не значит, что вы не допустите ни одной ошибки.
4. Употреблять слишком много прилагательных
Наличия и прилагательные способны снизить качество любого текста. Они не дают конкретной или полезной информации. Тем более что слова типа «инновационный», «уникальный» и тому подобные уже давно не работают. Конечно, это вовсе не призыв убрать все прилагательные из текста. Вот несколько рекомендаций:
-
Не включайте их, если смысл предложения не изменится.
-
Выбирайте специфические прилагательные, например, «пошаговая программа» вместо «хорошая программа». Такие фразы добавляют новый смысл и не остаются незамеченными.
-
Добавьте чувств. Например, вместо «качественная ткань», напишите «нежная, мягкая, прочная ткань». Главное – вызвать эмоции у читателя и запомниться.
5. Изобилие воды
«Вода» в тексте сразу же выдает неопытного автора. Если оплата зависит от количества знаков, то большинство начинающих копирайтеров добавляют побольше бессмысленных фраз и слов, лишь бы написать побольше. Текст должен содержать минимум воды. Необходимое количество символов достигается за счет полезной информации. Лучше пусть текст будет короче, но без «воды».
6. Отсутствие чувства ритма
Нередко текст написан без воды, правильно оформлен и вроде соответствует техническому заданию, но его чтение вызывает трудности. Некоторые предложения приходится перечитывать по два раза, статья не воспринимается. Это признак того, что копирайтер не задал ритм. Чтобы текст читался на одном дыхании, надо правильным образом чередовать длинные, средние и короткие предложения. То же самое касается и абзацев.
7. Выдача рерайтинга за авторский текст
Большинство новичков не желают тратить время на поиск источников и общение с экспертами. Они идут на хитрость – находят первую попавшуюся статью по теме и делают рерайт. При этом сдают заказчику в качестве авторского текста.
В первую очередь это вредит заказчику, так как обман может вскрыться и вас уличат в краже материала. Да и качество таких текстов оставляет желать лучшего. Копирайтер в то же время наносит своими действиями удар по своей репутации. Кто захочет работать со специалистом, который работает нечестно.
8. Смешение стилей
Часто у начинающих копирайтеров есть такая проблема. Текст начинается от третьего лица, а ближе к середине обращение сменяется на «Я» или «Мы». Такая халатность недопустима.
Чтобы не сосредотачивать внимание на стиле и постоянно не отвлекаться, можно писать текст как угодно. Главное – не забыть о вычитке, лучше двухразовой, и в ходе редактирования выдержать единый стиль.
9. Повторы и тавтология
Это одна из самых распространенных ошибок начинающих специалистов. Главная причина кроется в недостаточном словарном запасе. Использовать однокоренные или близкие по смыслу слова не рекомендуется. Иногда во избежание повторов в текстах можно встретить формулировки типа «отверстие для прохода», подразумевая дверь. Стоит подходить к работе разумно, иногда лучше редкие повторы, чем смешные по смыслу фразы.
10. Используете слишком сложные предложения
Не рекомендуется использовать сложные предложения на несколько строк. Как уже говорилось выше, надо соблюдать ритм. Лучше разбить длинное предложение на среднее и два коротких. Всегда следите, чтобы читатель понимал, о чем вы говорите. В слишком длинном предложении можно потерять линию повествования и запутать читателя, а заодно и запутаться самому.
11. Злоупотребление превосходной степенью слов
Часто в текстах можно увидеть «Мы самая лучшая компания», «Предлагаем самое выгодное решение» и тому подобное. Не используйте превосходную степень. Такие предложения не несут информации.
Вместо этого, докажите, почему компания лучшая. Например, «10 лет на рынке» или «реализовали 95 проектов». Но эта информация не должна быть взята с потолка. Не пытайтесь обмануть потенциальных клиентов. Любые данные легко проверить в пару кликов.
12. Отсутствие структуры и оформления
Даже качественный текст можно испортить неправильным оформлением. Чтобы текст лучше воспринимался, он должен быть разделен на абзацы, содержать подзаголовки и списки. Для наглядности можно добавить изображение, но не случайные, а те, что дополнят текст.
Если какую-то фразу или целый абзац можно заменить качественной иллюстрацией – то стоит так и сделать. Также рекомендуется включать в контент таблицы или графики. Это согласуется с заказчиком еще до начала работы.
Как повысить качество текста
Частые ошибки копирайтеров мы разобрали. Теперь предлагаем ознакомиться с рекомендациями по улучшению качества текстов.
-
Изучите основы. Прежде чем приступить к написанию текста, надо знать основные правила их создания. Отчасти вам помогут рассмотренные выше частые ошибки новичков. Чтобы статьи были действительно интересными, надо соблюдать немало правил. Стоит понимать, копирайтинг – это не творчество, это написание текстов для целевой аудитории по определенными правилам.
-
Пишите для одного. Воспринимайте текст так, словно вы пишете его для одного человека. Представьте, вы рассказываете информацию лучшей подруге. Пишите простыми словами, не надо пытаться показать превосходство перед читателем.
-
Работайте над заголовком. Как писал Дэвид Огилви – отец рекламы и один из первых копирайтеров в современном понимании, «заголовок читают в пять раз чаще, чем сам текст». Если заголовок неинтересный, то продолжать чтение вашего текста никто не будет. Существует множество формул создания заголовков, анализируйте чужие тексты, смотрите на текст со стороны читателя и анализируйте. В идеале придумать несколько вариантов заголовков и уже вместе с заказчиком выбрать лучший или по возможности протестировать несколько.
-
Излагайте мысли коротко и по делу. Мало кто читает страницы сплошного текста или длинные абзацы, даже если информация интересная. Пишите коротко, так текст выглядит более простым и коротким. Первый абзац должен быть небольшим, но содержать ключевую вовлекающую информацию. Это поможет вызвать интерес ко всему тексту и в конечном итоге повысить конверсию.
-
Подражайте любимому писателю. Не путайте подражание с плагиатом. Это не значит украсть чужой текст и выдать за свой. Однако вы можете попытаться скопировать стиль любимого автора. Присмотритесь к длине предложений и абзацев, попробуйте чередовать предложения таким же образом. Экспериментируйте до тех пор, пока не создадите собственный стиль.
-
Редактируйте не жалея. Если ваша цель – стать хорошим копирайтером, научитесь редактировать тексты. Это сложная работа, которую нередко игнорируют новички. На самом деле – это оптимальный вариант добавить ценности вашему тексту. В ходе редактирования вы выбросите ненужные слова, добавите фактов и избавитесь от ошибок.
-
Разберитесь в своей теме. Чтобы написать качественный текст, надо быть экспертом в какой-то области или уметь искать первоисточник. Значительная часть текстов это банальный рерайтинг. Ваша задача как специалиста отыскать первоисточники информации, пообщаться с экспертами, чтобы создать качественный контент.
Сервисы для работы с текстом
Улучшить уровень текстов поможет не только редактор, но и онлайн-сервисы. Вот лучшие из них.
Orfogrammka.ru
Платный инструмент, где можно проверить текст на наличие ошибок. За одну проверку сервис найдет опечатки, пропущенные знаки препинания, смысловые неточности. Также можно отдельно проверить текст на “красоту”, убрать повторы и выверить SEO-параметры и частотность. Подписка на месяц стоит 300 рублей. После регистрации можно проверить бесплатно до 6 тыс. символов. Стоит понимать, что веб-сервис не найдет все ошибки. Он не способен заменить работу корректора, но все же вы получите полезные подсказки по улучшению качества и увидите основные проблемы в орфографии, пунктуации, грамматике, стилистике и др.
Главред
Сервис, анализирующий чистоту и читаемость текста. Нормальным показателем считается 7 баллов и выше. Советы от Главреда помогают избавиться от словесного мусора, канцеляризмов и затертых фраз. Сервис работает бесплатно. Это оптимальный вариант улучшить качество текста, не обращаясь к редактору. Не стоит гнаться за наивысшим баллом, достаточно прислушиваться к подсказкам.
Text.ru
Это бесплатный инструмент, который определяет процент уникальность, уровень воды, заспамленность и замену символов. Также сервис подсчитывает количество символов с проблемами и без, проверяется орфография, ошибки выделяются красным.
Advego
Проверить орфографию, уникальность, водность, заспамленность, классическую, и академическую тошнотность текста можно на сайте. Есть приложение на компьютер, где можно проверить только уникальность. В день доступна проверка 5 тысяч символов бесплатно.
Орфограф
Сервис разработан в студии Артемия Лебедева и создан для поиска ошибок в текстах. Слова, которых нет в словарном запасе сервиса, будут выделять цветом. Сервис отлично ищет опечатки.
Орфо
Удобная программа для поиска и исправления опечаток и ошибок. Она доступна для скачивания на сайте сервиса. В офлайн-версии более широкий функционал, здесь можно задать автоматическую корректировку букв и создать переносы. Предлагается и онлайн-версия сервиса с более скромным функционалом. Ошибки подсвечиваются красным и зеленым, зависит от типа.
Language Tool
На сайте можно установить расширение для браузера или проверять тексты прямо на сайте. После анализа текста все слова с ошибками будут подсвечены. Если нажать на ошибку, то «вылезет» окно с предложениями замены на правильное слово. Также доступна премиум-версия, предусматривающая дополнительные функции, которыми пользуются редакторы и корректоры.
Не забывайте, что использование специальных программ не гарантирует стопроцентной грамотности. Случается, что сервисы подчеркивают слово по ошибке, поскольку оно не добавлено в словарь. Кроме того, сервисы проверки не всегда видят ошибки с разделительными знаками. В спорных местах лучше переписать предложение так, чтобы точно избежать ошибки или воспользоваться справочником по русскому языку.
Заключение
Ошибаться – это нормально. Не надо опускать руки, если вы делаете большинство этих ошибок. Главное – теперь вы знаете над чем работать дальше. Не надо откладывать на потом. Начните прямо сейчас. Забудьте о рерайтинге навсегда. Только ответственный подход к работе способен дать толчок к развитию. Проверьте тексты на ошибки, исправьте их, и уже следующий текст будет написан намного качественнее.
Что касается заказчиков, стоит отдать текст нового копирайтера на проверку редактору или корректору. Это поможет узнать, насколько ответственный автор вам попался. И не забывайте, попытка сэкономить, ни к чему хорошему не приведет. Качественная работа стоит недешево – просто смиритесь с этим, если желаете, чтобы копирайтер не просто писал тексты, а приводил клиентов.