В любой компании со временем надо проводить ребрендинг. Эта процедура – неотъемлемая часть маркетинговой стратегии. Она являет собой комплексные меры, нацеленные на популяризацию бренда, и, как следствие, повышение продаж. В этом материале мы расскажем, что подразумевается под понятием ребрендинг сайта, в каких случаях его применяют, из каких этапов состоит, а также приведем примеры удачного ребрендинга.
Что такое ребрендинг
Процедура представляет собой комплексное изменение уже существующего бренда с целью поменять восприятие продуктов и компании в целом. Часто путают понятия ребрендинг и рестайлинг, где перемены распространяются только на визуальные элементы бренда, то есть на фирменный стиль.
На самом деле, рестайлинг – это всего лишь часть ребрендинга, который, помимо этого, включается в себя такие изменения:
-
Название.
-
Концепцию.
-
Ряд продуктов.
Обновление бренда может быть двух типов:
-
Комплексное. Полное изменение позиционирования компании и продукции.
-
Частичное. Новшества, касающиеся только конкретных аспектов, например, продукции или подхода к обслуживанию.
Ребрендинг компании должнен решить сразу несколько проблем:
-
Отношения с потребителем. Важно сохранить лояльность аудитории и при этом привлечь новых клиентов. Если в ходе смены стиля вы потеряете всех старых клиентов, то в обновлении не будет особого смысла. Разве что вы решили кардинально сменить целевую аудиторию или выйти на принципиально новый рынок.
-
Имидж компании. Предусматривает акценты на плюсах старого бренда, а также добавляются новые преимущества, способные выделить компанию на фоне конкурентов и привести новых потребителей.
Иногда в ходе ребрендинга появляется торговая марка. Название делают лаконичным, его меняют на более громкое, способное подчеркнуть деятельность или преимущества бизнеса.
Нет четких рекомендаций, как часто обновлять компанию. Независимо от масштабов бизнеса надо регулярно проводить анализ деятельности, чтобы понять в каком направлении вы движетесь. На основании полученных данных можно судить о сложившейся ситуации и принимать решение об обновлении компании, полном или частичном. Этот процесс невозможен без участия владельца и лиц, занимающих ключевые должности в компании.
Нет разницы крупная международная компания с миллиардными оборотами или кафе с десятком сотрудников – надо регулярно анализировать успехи и ситуацию на рынке. Ребрендинг – это своего рода новый шаг к развитию. Сегодня социальные сети позволяют отслеживать лояльность и доверие клиентов к компании, что дает достаточно информации для того, чтобы принять решение обновить бизнес.
Когда необходим ребрендинг сайта
Опыт специалистов показывает, что ребрендинг стоит проводить минимум в десяти случаях:
-
Бренд не справляется с поставленными задачами. Если после нескольких лет стабильности отмечается потеря преимуществ перед конкурентами, а аудитория уже не столь лояльна, это явный «симптом», что пора обновляться.
-
Изменения на рынке. Постоянное появление новых продуктов, материалов и тому подобного может вытеснить компанию, если та не будет следить за трендами. Если вы заметили, что компания не соответствует рынку, а товары и услуги устарели или проигрывают конкурентам, пора проводить ребрендинг.
-
Появление сильного конкурента. В любой деятельности есть соперники, и чтобы выделиться на фоне конкурентов, надо регулярно анализировать рынок и искать пути к улучшению. Для этого разрабатывается стратегия развития, которая выделит вас на фоне других.
-
Изменения концепции. Если вы меняете подход к работе с покупателями или принимаете новую стратегию развития, то об этом обязательно надо рассказать аудитории. Лучший способ – ребрендинг, так вы создадите вокруг себя ажиотаж и получите дополнительное внимание.
-
Изменение запросов ЦА. Бизнес полностью зависит от запросов потребителей. Предпочтения целевой аудитории могут меняться через экономическую ситуацию, модные тенденции или изменение ценностей. Например, тренд на ЗОЖ заставил многих потребителей отказаться даже от любимых продуктов.
-
Охват новой отрасли. Развитие бизнеса предусматривает внедрение новых услуг. Об этом надо сообщать своей ЦА, например, вы изготавливаете одежду для мужчин, а теперь запускаете производство линии для всей семьи. Сюда же относится полное изменение отрасли деятельности.
-
Изменение целевой аудитории. Допустим, вы производили одежду и обувь для всей семьи, а теперь меняете специализацию на пошив детской обуви. Узкая ниша считается более эффективной.
-
Реформуляция. Если вы производили стандартные кофейные напитки, а теперь перешли на более здоровые варианты без кофеина, ребрендинга в этой ситуации не избежать, так как вы будете ориентироваться не просто на кофеманов, но и на тех, кто ведет здоровый образ жизни.
-
Изменение ценовой политики. Специалисты утверждают, что именно изменение ценового сегмента – одна из главных причин проведения обновления. По сути, целевая аудитория изменится, если не полностью, то частично, а значит у них будут другие потребности.
-
Инфоповод. Нередко ребрендинг проводят, чтобы напомнить о себе и вернуть популярность, а заодно привлечь новую аудиторию и повысить продажи.
Ребрендинг провоцирует всплеск интереса, при этом старый бренд никуда не девается. Ключевые элементы узнаваемости остаются, меняется лишь подача торговой марки. Можно сказать, что компания не меняется, она совершенствуется.
Этапы ребрендинга
Ребрендинг состоит из многих этапов. Каждый по-своему важен, так как только в совокупности они принесут ожидаемый результат. Рассмотрим их подробнее.
1. Маркетинговый анализ
Его задача – выяснить сильные и слабые места существующего бренда, дать оценку узнаваемости, отношению и лояльности целевой аудитории. Бизнес зависит от своих потребителей, а значит надо сделать все, чтобы завоевать внимание ЦА.
На этом этапе составляется план действий, который надо соблюдать, чтобы достичь желаемого результата. На самом деле все не так просто, задачу лучше доверить команде опытных маркетологов, которые учтут все аспекты и выработают тактику и стратегию. Но не стоит забывать, что без участия владельца результаты вряд ли порадуют. Только активное сотрудничество способно дать плоды.
2. Ребрендинг логотипа
Логотип делает бренд узнаваемым. Задача дизайнера – изменить фирменный знак, но так, чтобы он не потерял свой первичный вид. В любом случае надо основываться на запросы целевой аудитории, ее предпочтения и стиль жизни. Отличный пример логотипы известных автоконцернов. Как видите, они стали более насыщенными и заметными, но в то же время не утратили свою оригинальность и многолетнюю историю.
4. Ребрендинг полиграфических материалов
Проводя ребрендинг, надо позаботиться об актуальности информации. Это значит, что надо будет разработать новый дизайн визиток, буклетов, блокнотов в фирменном стиле и тому подобного. Недопустимо давать старую визитку, если компания обновилась.
5. Коммуникация
На этом этапе важно донести суть изменений своим сотрудникам и потребителям. В офисах/магазинах/кафе/заводах надо изменить логотипы. Это касается всего: вывески, формы работников, визиток, канцелярии и так далее. Обновление привлечет не только новых клиентов, а и новых сотрудников. Главное – правильно донести концепцию.
6. SMM после ребрендинга
Чтобы донести свои идеи до целевой аудитории, надо активно общаться с ней. Лучший вариант – это социальные сети. Но тут возникает вопрос, как провести ребрендинг социальных сетей. На самом деле здесь нет ничего сложного. Конечно, такую работу лучше доверить профессионалам. SMM-щик плавно подготовит ЦА к обновлению компании, а также предложить актуальный контент-план для социальных сетей. То есть подписчикам сообщат о грядущих изменениях, расскажут почему станет лучше и какие выгоды они получат.
7. Поддержка нового бренда
Провести ребрендинг недостаточно, надо правильно представить его миру. Социальные сети – это отличный метод взаимодействия, но они далеко не единственный способ проинформировать общественность об изменениях. Вот наиболее эффективные методы рекламы:
-
Email-маркетинг. Если у вас есть собранная база клиентов, то в первую очередь их надо оповестить по почте о грядущих изменениях. Это наиболее дешевый и быстрый способ. Расскажите, почему проводите ребрендинг и что это даст клиентам. Не забывайте, всегда надо думать о целевой аудитории, ваш успех зависит только от ее лояльности.
-
Освещение в прессе. Можно подготовить пресс-релиз и распространять его по местным новостным изданиям или действовать более современно: разместить рекламу в местных пабликах в социальных сетях. Постарайтесь, чтобы о вас узнало как можно больше людей.
-
Мероприятие. Если вы работаете в офлайн, то отличный способ заявить о себе – организовать событие. Особенно актуальный такой вариант рекламы для магазинов и кафе и ресторанов. Можно стать спонсором городского события, например, День города. Заявите о себе.
-
Совместный маркетинг. Попробуйте договориться о сотрудничестве с другой компанией, например, автосалон будет рекомендовать вашу автомойку или магазин запчастей. Таким образом вы не просто получите выгодное партнерство, а завоюете новую целевую аудиторию.
Все выглядит достаточно просто, но на самом деле за ребрендингом скрывается работа огромной команды специалистов. Грамотный анализ текущей ситуации и постановка новых целей способны вернуть к жизни бренд, который затерялся среди конкурентов.
Удачные примеры ребрендинга
Давайте рассмотрим самые удачные примеры ребрендинга последнего года.
Сбер
Сбер принципиально не менял название и логотип с 90-х. Но настало время смелых решений, и было принято решение официально отказаться от слова «банк». Этим они хотели подчеркнуть близость с народом, так как люди обычно и называли его «Сбер». Теперь простонародное название стало официальным. За изменением названия последовало изменение логотипа.
Банк не назвал сумму, потраченную на разработку нового логотипа. Зато известно, что ребрендинг обошелся в 2,5 миллиарда рублей. Эти деньги в ближайшие годы будут потрачены на обновление вывесок, банкоматов и другого с логотипом «Сбер».
Перекресток
Ребрендинг был приурочен к 25-летию существования сети супермаркетов. Изменился не только логотип, но и дизайн помещений, фасадов, ассортимент товаров. А еще, появились дополнительные сервисы.
В новой концепции «Перекрестка» предусмотрен отдел с товарами для тех, кто ведет здоровый образ жизни. Этот ассортимент отчасти расширили за счет производства продуктов собственной ТМ «Зеленая линия».
BMW
До недавнего времени логотип этого автоконцерна отличался реалистичностью. В 2020 автобренд отказался от привычного логотипа, проведя ребрендинг в пользу минимализма. Сама компания называет изменение новой эрой. Она объясняет это стремлением быть ближе к потребителю за счет минимализма, а заодно и упрощает использование логотипа в сети.
Nissan
Эта марка автомобилей не отстает от модных тенденций. Ребрендинг компании тоже коснулся их логотипа. Он стал более легким, при этом сохранил узнаваемую форму. Начертания стали более современными, появилось больше свободы.
Yandex
Новый логотип Яндекс включает изменение шрифта и красную букву «Я» в круге. Когда создавался старый логотип, никто не мог подумать, что со временем «Яндекс» станет не просто поисковиком, а будет заниматься доставкой еды, делать беспилотные авто и обрабатывать платежи.
Современный логотип отлично смотрится на разных поверхностях: начиная от компьютера и смартфона до пакета с продуктами или автомобиля. Обновление «Яндекс» подтверждает, что компания не собирается останавливаться на достигнутом и открывает следующую страницу в своей истории.
Farfetch
Компания провела ребрендинг под влиянием пандемии. Как отметила дизайн-студия, занимавшаяся этим проектом, нужна смелость для того, чтобы двигаться в сторону меньшего, а не большего. Помимо ощущения простоты и обтекаемости, в логотипе отображается симбиоз моды и технологий.
Относительно недавно Farfetch внедрила возможность онлайн-примерки, чтобы люди могли и дальше покупать модные вещи, учитывая невозможность посещать магазины за границей.
Medium
Блог-платформа изменила свой логотип, а заодно и внесла существенные модификации в функционал ресурса. Теперь доступно намного больше возможностей для настройки страниц. Ранее Medium было сложно назвать удобной платформой, изменения позволили писать через WordPress и другие источники. Это упростило работу пользователям платформы, а расширенное взаимодействие нашло отражение в новом логотипе.
Ребрендинг – это не быстрое изменение логотипа, это длительный процесс, который складывается из различных этапов. Чтобы обновление принесло ожидаемый результат, надо активно участвовать в процессе, анализировать деятельность и строить планы на будущее. Только комплексный подход способен повысить узнаваемость бренда и принести новые продажи.