Рубрикатор — это система организации типов контента, который вы используете для продвижения, и их соотношение. Грамотная типология рубрик позволяет упростить создание контент-плана и сделать ваши соцсети, блог и рассылки более привлекательными.
Как составлять рубрикатор
Первый этап разработки — выделить основные виды контента. В зависимости от назначения его относят к продающему, развлекательному, обучающему и коммерческому, то есть прямой рекламе. Анонсы распродаж, новости о скидках, презентации новинок. Эксперты считают, что коммерческих материалов должно быть не больше 20-25%. На остальных типах и их бизнес-задачах остановимся немного подробнее.
Продающий контент
Промоконтент направлен на демонстрацию достоинств продукции, знакомство с новинками и ассортиментом, непрямое побуждение к покупке. Чтобы сделать его полезным и интересным, можно использовать различные форматы. Например, тестирование и обзоры товаров.
Другой пример — кейсы компании. Данный тип востребован B2B-сегментом. С помощью кейсов вы делитесь примерами эффективных решений, собираете лояльную аудиторию, повышаете экспертность в представлении пользователей, подчеркиваете конкурентные преимущества.
Такие же задачи решает контент с примерами использования продукции, видеозапись экрана с демонстрацией возможностей сервиса, лид-магниты. В последнем случае вы предлагаете информационный продукт бесплатно, чтобы заинтересовать потребителя и стимулировать приобретение полного пакета услуг.
Развлекательный контент
Подобные материалы позволяют «очеловечить» ваш бренд, создать с ним определенные ассоциации и нужный эмоциональный фон аудитории. В зависимости от серьезности бренда соотношение развлекательного и других типов контента может меняться. Например, посмотрите, как организован рубрикатор контента блога крупного издательства МИФ. Здесь развлекательная функция присутствует, но дозированно.
Развлекательный характер часто носят посты в соцсетях и мессенджерах. Это могут быть квизы, викторины, тесты, опросы. Также вирусный потенциал есть у мемов и смешных видео. В соцсети люди заходят поднять настроение и отдохнуть, поэтому не забывайте включать забавные материалы в SMM-стратегию. В то же время помните о целях и особенностях ЦА — в некоторых сферах неуместен избыток юмористических постов.
Другой тип развлекательного контента — публикации с интерактивной функцией. Они подталкивают пользователей к действиям. Это могут быть конкурсы, розыгрыши, флешмобы, марафоны и другие способы повысить активность аудитории, напомнить о бренде, предложить материальную выгоду и увеличить узнаваемость.
Полезный контент
Обучающий контент необходим для репутационного продвижения бренда. С его помощью вы заявляете о себе как об эксперте и работаете с опасениями аудитории на стадии принятия решения о покупке. В глазах потребителя вы становитесь более ценны. Хороший пример — блог Texterra с обучающими статьями.
Лайфхаки, инструкции, советы экспертов, handmade — все это решает определенные проблемы пользователей, которые активно делятся качественными знаниями и продвигают ваш бренд. При этом, такие посты относятся к вечнозеленому контенту, который будет актуален еще долгие годы. Еще примеры обучающих материалов:
• презентации,
• подборки рабочих сервисов, фильмов, книг, статей и т. д.,
• инфографика,
• мастер-классы,
• лонгриды,
• новости отрасли,
• рецензии.
Составление списка рубрик
Следующий шаг — прописать рубрикатор для контент-плана. Вы можете привязать рубрики к дням недели, чтобы аудитория привыкла к определенным материалам в конкретное время и ждала их. Необходимо также заложить пространство для ситуативных публикаций.
Составление списка рубрик базируется на типах контента, которые мы рассмотрели выше. Например, продающие материалы могут быть распределены в «Факты о компании», «Новости бренда», «Внутренняя кухня» и так далее. Обычно для разнообразной и понятной стратегии достаточно 10-12 рубрик.
Удобно оформить контент-план в таблице. Если вы привязываете постинг к дням недели, то столбцы могут выглядеть так: «День недели», «Название рубрики», «Примеры/темы материалов». В противном случае группируйте пункты по четырем основным типам. Но помните о соотношении 20-25% коммерции – 80-75% остального, чтобы не утомить аудиторию прямой рекламой.
Матрица контента
Разработка рубрикатора может быть основана на составлении матрицы контента. Она отражает основную задачу маркетинга: любой постинг должен быть не для себя, а для решения бизнес-целей, работы с аудиторией. Матрица позволяет насыщать рубрики новыми идеями материалов и генерировать эффективный контент.
Первый этап — записать все идеи. В том числе и те, что кажутся вам странными или неэффективными. Их следует сгруппировать по четырем типам функций. Затем на основе перечисленных идей вычленяются сами рубрики. Далее вы определяете частотность публикаций, их назначение, формат, хештеги. И уже после приступаете к планированию по дням недели.
Чтобы составить матрицу контента, необходимо учитывать характеристики и боли аудитории. Для этого пропишите особенности ЦА. Например, вы владеете автосервисом или продвигаете такой бизнес. Ваши клиенты — владельцы автомобиля в возрасте от 25 до 60 лет, 80% — мужчины. Их основные боли — скорость и стоимость оказания услуг, дефицит зарубежных запчастей. Главные сомнения при принятии решения о покупке — нежелание заниматься ремонтом, тратить на это время и деньги, боязнь неквалифицированных мастеров.
Исходя из данной информации выделим три типа полезного контента:
• реальная (прагматическая) помощь (видеоинструкции от механиков компании, пошаговое руководство и так далее);
• советы и поддержка комьюнити (инициирование обсуждения в соцсетях, ответы на частые вопросы аудитории, другие примеры пользовательского контента);
• эмоциональная поддержка (интересные случаи из опыта механиков, забавные видео и другой развлекательный контент).
После того, как вы пропишете, как именно ваши тексты и графика решают проблемы аудитории, вам проще будет составить рубрикатор. В него включите следующие пункты:
• Название рубрики (старайтесь сделать его емким и понятным для пользователей)
• Тип материала: руководства, шпаргалки, анонсы, видео, полезные списки и так далее
• Цель — что получит аудитория от прочтения поста/записи
• Площадка
• Формат публикации
• Периодичность
Рубрики для блога
Независимо от того, какая площадка выбрана для блога компании, в какой-то степени он становится своеобразным средством массовой информации. Изначально система рубрик пришла в контент-маркетинг из журналистики, поэтому используйте этот прием для повышения эффективности текстов и роста аудитории. Для этого соблюдайте следующие принципы.
Рубрики должны выходить регулярно и иметь четкую тему. Так ваша аудитория систематизирует информацию о компании и ее продукции, придерживайтесь контент-плана. Пользователи запоминают вас и отделяют от других игроков рынка. Бренды, которые смогли грамотно построить работу, часто получают сообщения в соцсетях о том, какие рубрики у подписчиков любимые. Хороший инструмент — формирование «петель внимания» (анонсов следующих материалов, «затравок»).
Рубрика должна быть интересной. Для этого потребуется изучить аудиторию, ориентироваться на вопросы, которые вам задают, проводить маркетинговые исследования. Всегда полезно ставить себя на место читателя и смотреть на рубрикатор его глазами. Все площадки позволяют анализировать активность пользователей и их вовлеченность в материалы. Будьте готовы к тому, что контент-план и рубрикатор потребуется корректировать с учетом реакции ЦА.
В контент-маркетинге не бывает мелочей, поэтому отнеситесь серьезно к названию рубрики. Если уместно, используйте юмор, сленговые выражения, создавайте хештеги, созвучные с названием. Это позволит отстроиться от конкурентов и станет элементом фирменного стиля. Если специфика бизнеса и аудитории не предполагает такой формат, остановитесь на нейтральных словах.
Рубрики в соцсети
Важно учитывать специфику соцсетей. Например, в Телеграм люди любят читать, аудиторию каналов не пугают лонгриды, экспертные интервью, обзоры. Отложенное чтение предполагает, что ваш контент должен быть актуален и спустя время. А ВКонтакте люди заходят с целью потребления быстрой информации, развлечения. Тем не менее в дозированном виде использовать различные типы контента можно на всех площадках.
Стремитесь к уникальности. В соцсетях люди чаще, чем на других ресурсах, репостят интересные публикации и делятся ими с друзьями. Даже если вы берете познавательный кейс или статью из интернета, переработайте ее с учетом специфики бренда, добавьте комментарии собственных экспертов, поделитесь личным опытом. Тогда ценность материала возрастет в десятки раз.
Более других эффективны тексты, которые откликаются у читателя. Стремитесь рассказывать аудитории не о том, про что вам интересно писать, а воспринимать контент со стороны аудитории. Если рубрика регулярно пополняется материалами, на которые нет отклика, лучше исключить ее из таблицы. Возможно, позже вам удастся повысить ее полезность и с доработками вернуть в план.
Рекомендуем грамотно использовать хештеги. Они не только запоминаются аудитории и делают сообщества и каналы более интересными и авторскими, но и облегчают навигацию по материалам. Так вы сможете направлять читателей к старым постам и увеличивать время их присутствия в паблике.
Правила эффективности рубрикатора
Каждая рубрика должна иметь конкретную цель. Вы не пишете посты для творчества, а решаете боли аудитории. Выше мы подробно рассмотрели функции контента и связанные с ними основные типы. На них и должен базироваться рубрикатор, чтобы работа в этом направлении была системной и результативной.
Не стоит застаиваться на существующем формате. Постоянно внедряйте новые идеи, тестируйте разные способы оформления и размещения контента. Экспериментируйте с подачей и тщательно следите за реакцией аудитории. Статистику можно собирать с помощью специализированных сервисов. Если какая-то стратегия не сработала, отказывайтесь от нее и формируйте новую с учетом ошибок.
Не пренебрегайте вовлекающими инструментами. Интерактивные механики не ограничиваются играми и конкурсами, поэтому используйте их во всех типах контента, а не только развлекательном. В соцсетях задавайте темы обсуждений и общайтесь с аудиторией, в email-рассылках — проводите опросы, в статьях на сайте включайте элементы моушн-дизайна и так далее.
Следите за состоянием рынка и интересами аудитории. В зависимости от изменений в отрасли и внешних событий настроение потребителей и их боли могут трансформироваться. Поэтому важно постоянно корректировать контент-стратегию. Например, ввиду ухода многих компаний с российского рынка часть интернет-магазинов добавили в блогах рубрики, посвященные местным производителям. Такие материалы решают сразу несколько задач: закрывают беспокойство аудитории по поводу сохранения разнообразия, знакомят с продукцией, выполняют прямую коммерческую функцию.
В завершение — упрощенный пример подбора тем с учетом болей аудитории. Бизнес — продажа ароматов для дома (диффузоров).
Тип контента |
Боль аудитории |
Примеры тем |
Продающий |
Низкое качество |
Отзывы клиентов (социальное доказательство), результаты проверки качества в цифрах |
Высокая цена |
Инфографика со сравнением стоимости |
|
Неудобная доставка |
Шпаргалка по выбору удобного способа получения продукта |
|
Полезный (информационный, обучающий) |
Зачем нужен аромат |
Статья с примерами использования диффузоров |
В чем разница |
Статья со сравнением ароматов, материалов |
|
Где найти товар |
Карта точек самовывоза, инструкция по доставке |
|
Развлекательный |
У блога/паблика нет «лица» |
Интервью с главой компании, экспертом |
Контент скучный |
Забавные или интересные факты об истории продукта |
|
Нет поддержки сообщества |
Игра с участием других подписчиков |
Грамотный рубрикатор позволяет организовать контент в соответствии с задачами бизнеса и запросами аудитории. Это необходимо для повышения прибыли через контент-маркетинг — эффективный и востребованный инструмент.